Учёные нашли пару невидимых ультрахолодных звёзд, которые очень быстро вращаются друг вокруг друга

Опубликовал: FIELD LINE, 2-03-2023, 18:54, Наука, 6, 0
Американские учёные сообщили об обнаружении двойной звёздной системы, состоящей из двух ультрахолодных карликовых звёзд, которые находятся так близко друг к другу, что их период обращения составляет менее земных суток. Кроме того, эти звезды невидимы человеческому глазу.

Ультрахолодные карлики — это звезды с относительно низкими температурами, составляющими не более 2430 °C. Бо́льшая часть их света излучается в инфракрасном диапазоне, то есть для человеческого глаза они невидимы. Система имеет номер LP 413-53AB — астрономам она известна уже не один десяток лет, но всегда считалась системой с одной звездой. Астрофизик Северо-Западного университета (США) Чжи Чун Сюй (Chih-Chun Hsu) изучил систему более внимательно. В этом ему помог алгоритм собственной разработки, предназначенный для моделирования звёзд по их спектральным данным — учёный обнаружил, что спектральные линии перемещаются в противоположных направлениях и распадаются на пары. Это указывает на то, что в системе две звезды, расположенные чрезвычайно близко друг к другу.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, астрофизик начал работу в обсерватории Кека на Гавайях, и его команда увидела, в период с марта 2022 по январь 2023 гг. система очень быстро менялась. «Большинство двойных систем, которые мы наблюдаем, имеют периоды обращения в несколько лет. Измерения проводятся раз в несколько месяцев. И собрать пазл можно лишь через некоторое время. В этой системе мы видели, как спектральные линии расходятся в реальном времени. Удивительно наблюдать, как нечто во Вселенной происходит в человеческом масштабе времени», — прокомментировал окрытие соавтор исследования профессор Адам Бургассер (Adam Burgasser).

Наблюдения показали, что LP 413-53AB состоит из пары ультрахолодных карликов, дистанция между которым составляет всего 1 % расстояния от Земли до Солнца, а их период обращения вокруг друг друга составляет всего 17 часов. Орбиты этих звёзд являются самыми низкими из всех обнаруженных двойных систем и одними из самых низких среди всех известных небесных объектов. Астрономы предполагают, что звёзды подошли друг к другу естественным образом или имели третьего компаньона, который впоследствии был выброшен, что сблизило две оставшиеся. Низкие орбиты — не единственный рекорд, установленный этой системой: большинству ультрахолодных карликов «всего» 40 млн лет, тогда как возраст этой пары оценивается в несколько миллиардов, что сравнимо с возрастом нашего Солнца. Исследование этой системы поможет обнаружить и другие двойные системы, пока неизвестные науке.