Астрономы обнаружили у карликовой планеты кольцо, которого не должно было быть

Опубликовал: FIELD LINE, 9-02-2023, 17:16, Наука, 9, 0
Астрономам удалось обнаружить кольцо у карликовой планеты Квавар, которая представляет собой транснептуновый объект, один из крупнейших в поясе Койпера. Наблюдения с помощью Большого Канарского телескопа в Ла-Пальме показали, что кольцо находится значительно дальше от планеты, чем обычно. Это ставит под сомнение существующую теорию формирования объектов такого типа.

Профессор Вик Диллон (Vik Dhillon) с факультета физики и астрономии Шеффилдского университета отметил, что «кольцо стало настоящим сюрпризом, и вдвойне удивительно, что оно находилось далеко за пределами теоретического максимума, при котором кольцо может существовать в соответствии с классической теорией».

Орбита карликовой планеты Квавар находится за орбитой Нептуна. Планета располагается слишком далеко для прямого наблюдения за ней. Заметить кольцо удалось во время затмения, когда планета проходила прямо перед звездой и её резкий силуэт можно было наблюдать с помощью наземных телескопов.

«Астрономы, работающие в этой области, вычисляют такие события с точностью до секунды на годы вперёд. Один из таких моментов был предсказан, и в это время мы были в обсерватории на Ла-Пальме», — сообщил Диллон. Он также добавил, что телескоп HiPERCAM позволил заметить резкое падение звездного света, когда Квавар проходил перед звездой. В результате этого учёным удалось обнаружить и подтвердить наличие кольца вокруг карликовой планеты.

Учёные установили, что кольцо располагается на расстоянии более семи радиусов планеты, что в двое превышает расстояние, считавшееся максимальным для колец прежде и известное как предел Роша. Внутри предела Роша гравитация планеты оказывает воздействие на находящиеся в кольце обломки, не позволяя им слиться и сформировать спутник.

За пределом большую роль играет гравитация самих обломков. Это означает, что более плотные области камней и льда стремятся друг к другу, что, в свою очередь, приводит к тому, что всё больше обломков притягиваются этим скоплением. Этот эффект снежного кома, в соответствии с действующей теорией, должен привести к образованию спутника в течение десятилетия. Нынешнее наблюдение опровергает эту теорию. Учёные продолжают изучение аспектов, которые могут влиять на предельное расстояние формирования кольца и поддержание его в стабильном состоянии.