Обновлённый формат расширений Chrome может ухудшить работу блокировщиков рекламы
Опубликовал: FIELD LINE, 29-09-2021, 21:21, Железо, 174, 0
Компания Google заявила, что созданные в соответствии со спецификацией Manifest V2 расширения для Chrome перестанут работать в январе 2023 года. После этого в браузере будут поддерживаться только расширения Manifest V3, в результате чего, уверены некоторые разработчики, сильно затруднится создание надстроек, и их функции будут существенно ограничены. По сути, расширения станут не более чем игрушками, а блокировщики рекламы потеряют в эффективности.
«Разрабатываемый несколько лет Manifest V3 стал более безопасным, производительным и обеспечивающим большую конфиденциальность, чем его предшественник. Это эволюция платформы расширений, учитывающая перемены в вебе и демонстрирующая будущее браузерных расширений», — заявил Дэвид Ли (David Li), менеджер по продуктам в подразделениях по расширениям Chrome и Chrome Web Store. Он уточнил, что новые расширения на Manifest V2 перестанут приниматься в Chrome Web Store с 17 января 2022 года — при этом существующие расширения можно будет обновить. А с января 2023 года они перестанут запускаться в Chrome, и обновить их тоже не получится. Для корпоративных пользователей Chrome срок будет увеличен до июня 2023 года.
Несмотря на заверения Google, в определённых кругах остаются сомнения по поводу данных нововведений. «Наша критика всё ещё в силе. Аргументы, которые они предъявляют общественности, полностью лишены смысла», — заявил Алексей Мягков (Alexei Miagkov), старший технический специалист американской правозащитной организации «Фонд электронных рубежей» (Electronic Frontier Foundation).
Google начала работать над пересмотренным комплектом API-интерфейсов Manifest V3 в 2018 году, проект должен был стать решением некоторых проблем в аспекте безопасности и производительности. Устаревшая спецификация расширений Manifest V2 предоставляла широкие возможности, которые хотя и были полезны для добросовестных разработчиков, но их также можно было использовать для создания вредоносного ПО. В начале 2019 года Реймонд Хилл (Raymond Hill), разработчик популярного расширения для блокировки контента uBlock Origin, обратил внимание на запланированные изменения API и предупредил, что Manifest V3 в том виде, в котором его описывает Google, нарушит работу его продукта. Вслед за ним разработчики других популярных расширений для блокировки контента и защиты конфиденциальных данных подтвердили, что им придётся переработать свои продукты для соответствия Manifest V3 — возможно, даже переработать ассортимент функций, поскольку некоторые из существующих окажутся недоступными в новом режиме.
Вместе с тем, как указывает британское издание The Register, ранее Google сообщала инвесторам, что блокировка рекламы представляет потенциальную угрозу для доходов компании. В этой связи возникли предположения, что у компании были скрытые мотивы для разработки Manifest V3 — ликвидация блокировщиков контента или рекламы. Данную инициативу однозначно были готовы поддержать и многочисленные интернет-издания. Однако Google, столкнувшись с негативной реакцией разработчиков и правозащитных организаций, попыталась в июне 2019 года убедить общественность в обратном, заявив, что целью новой спецификации, напротив, является помощь разработчикам в создании более эффективных блокировщиков рекламы.
Данная попытка успехом не увенчалась. Всего месяц спустя, в июле 2019 года, господин Мягков, а также Джереми Гиллула (Jeremy Gillula) и Беннетт Сайферс (Bennett Cyphers) опубликовали в блоге «Фонда электронных рубежей» материал, в котором оспорили заявления Google о преимуществах безопасности Manifest V3, назвав его «грубым инструментом, который мало что делает для повышения безопасности, но при этом сильно ограничивает будущие инновации». Фонд и сам выпускает расширение Privacy Badger для блокировки отслеживания конфиденциальных данных. Приложение использует «webRequest» — один из мощных инструментов Manifest V2, позволяющий перехватывать и изменять данные до их отображения в браузере. Трио специалистов заявило, что если Google действительно хочет повысить безопасность Chrome Web Store, то компании следует «начать должным образом обеспечивать соблюдение политик» платформы. Но для этого Google потребовалось бы вложиться в персонал и технические ресурсы для поддержки Chrome Web Store, поскольку платформа, по их мнению, остаётся недостаточно укомплектованной персоналом и недостаточно финансируемой.
Разработчики расширений пытаются адаптировать свою продукцию к требованиям спецификации V3, но до сих пор неясно, окажется ли это возможным для всего ассортимента расширений. В частности, создатель uBlock Origin господин Хилл заявил, что возможностей нового инструмента «declarativeNetRequest», пришедшего на смену «webRequest» всё ещё недостаточно. Пока отсутствует способ обновления списка фильтров для шаблонов блокировки без повторной публикации всего расширения. Это значит, что маркетологи могут изменять представление рекламного контента, чтобы он пропускался расширениями, а авторы расширений не смогут своевременно отреагировать.
Остаётся и ряд давних ошибок, которые до сих пор не были исправлены. Господин Мягков указал на проблему от ноября 2019 года: инструмент «Service Worker», пришедший на замену функции фоновых страниц в V2, переходит в спящий режим и не выводится из него. Он также указал на то, что данный инструмент всё ещё не может служить полноценной заменой ряду старых функций.
В то же время, Microsoft, Mozilla и даже Apple заявили о поддержке Manifest V3, поэтому в июне текущего года было сформировано сообщество W3C WebExtensions Community Group (WECG), к которому могут обращаться разработчики расширений. Хотя едва ли даже это повлияет на планы Google относительно V3. Дэвид Ли отметил, что Google заинтересована в сотрудничестве в рамках сообщества WECG с другими разработчиками браузеров, поэтому спецификация V3 продолжит развиваться и преобразовываться. При этом команды разработчиков браузеров Brave, Opera и Vivaldi уже заявили, что попытаются сохранить поддержку «webRequest», от которого Google планирует отказаться.
«Разрабатываемый несколько лет Manifest V3 стал более безопасным, производительным и обеспечивающим большую конфиденциальность, чем его предшественник. Это эволюция платформы расширений, учитывающая перемены в вебе и демонстрирующая будущее браузерных расширений», — заявил Дэвид Ли (David Li), менеджер по продуктам в подразделениях по расширениям Chrome и Chrome Web Store. Он уточнил, что новые расширения на Manifest V2 перестанут приниматься в Chrome Web Store с 17 января 2022 года — при этом существующие расширения можно будет обновить. А с января 2023 года они перестанут запускаться в Chrome, и обновить их тоже не получится. Для корпоративных пользователей Chrome срок будет увеличен до июня 2023 года.
Несмотря на заверения Google, в определённых кругах остаются сомнения по поводу данных нововведений. «Наша критика всё ещё в силе. Аргументы, которые они предъявляют общественности, полностью лишены смысла», — заявил Алексей Мягков (Alexei Miagkov), старший технический специалист американской правозащитной организации «Фонд электронных рубежей» (Electronic Frontier Foundation).
Google начала работать над пересмотренным комплектом API-интерфейсов Manifest V3 в 2018 году, проект должен был стать решением некоторых проблем в аспекте безопасности и производительности. Устаревшая спецификация расширений Manifest V2 предоставляла широкие возможности, которые хотя и были полезны для добросовестных разработчиков, но их также можно было использовать для создания вредоносного ПО. В начале 2019 года Реймонд Хилл (Raymond Hill), разработчик популярного расширения для блокировки контента uBlock Origin, обратил внимание на запланированные изменения API и предупредил, что Manifest V3 в том виде, в котором его описывает Google, нарушит работу его продукта. Вслед за ним разработчики других популярных расширений для блокировки контента и защиты конфиденциальных данных подтвердили, что им придётся переработать свои продукты для соответствия Manifest V3 — возможно, даже переработать ассортимент функций, поскольку некоторые из существующих окажутся недоступными в новом режиме.
Вместе с тем, как указывает британское издание The Register, ранее Google сообщала инвесторам, что блокировка рекламы представляет потенциальную угрозу для доходов компании. В этой связи возникли предположения, что у компании были скрытые мотивы для разработки Manifest V3 — ликвидация блокировщиков контента или рекламы. Данную инициативу однозначно были готовы поддержать и многочисленные интернет-издания. Однако Google, столкнувшись с негативной реакцией разработчиков и правозащитных организаций, попыталась в июне 2019 года убедить общественность в обратном, заявив, что целью новой спецификации, напротив, является помощь разработчикам в создании более эффективных блокировщиков рекламы.
Данная попытка успехом не увенчалась. Всего месяц спустя, в июле 2019 года, господин Мягков, а также Джереми Гиллула (Jeremy Gillula) и Беннетт Сайферс (Bennett Cyphers) опубликовали в блоге «Фонда электронных рубежей» материал, в котором оспорили заявления Google о преимуществах безопасности Manifest V3, назвав его «грубым инструментом, который мало что делает для повышения безопасности, но при этом сильно ограничивает будущие инновации». Фонд и сам выпускает расширение Privacy Badger для блокировки отслеживания конфиденциальных данных. Приложение использует «webRequest» — один из мощных инструментов Manifest V2, позволяющий перехватывать и изменять данные до их отображения в браузере. Трио специалистов заявило, что если Google действительно хочет повысить безопасность Chrome Web Store, то компании следует «начать должным образом обеспечивать соблюдение политик» платформы. Но для этого Google потребовалось бы вложиться в персонал и технические ресурсы для поддержки Chrome Web Store, поскольку платформа, по их мнению, остаётся недостаточно укомплектованной персоналом и недостаточно финансируемой.
Разработчики расширений пытаются адаптировать свою продукцию к требованиям спецификации V3, но до сих пор неясно, окажется ли это возможным для всего ассортимента расширений. В частности, создатель uBlock Origin господин Хилл заявил, что возможностей нового инструмента «declarativeNetRequest», пришедшего на смену «webRequest» всё ещё недостаточно. Пока отсутствует способ обновления списка фильтров для шаблонов блокировки без повторной публикации всего расширения. Это значит, что маркетологи могут изменять представление рекламного контента, чтобы он пропускался расширениями, а авторы расширений не смогут своевременно отреагировать.
Остаётся и ряд давних ошибок, которые до сих пор не были исправлены. Господин Мягков указал на проблему от ноября 2019 года: инструмент «Service Worker», пришедший на замену функции фоновых страниц в V2, переходит в спящий режим и не выводится из него. Он также указал на то, что данный инструмент всё ещё не может служить полноценной заменой ряду старых функций.
В то же время, Microsoft, Mozilla и даже Apple заявили о поддержке Manifest V3, поэтому в июне текущего года было сформировано сообщество W3C WebExtensions Community Group (WECG), к которому могут обращаться разработчики расширений. Хотя едва ли даже это повлияет на планы Google относительно V3. Дэвид Ли отметил, что Google заинтересована в сотрудничестве в рамках сообщества WECG с другими разработчиками браузеров, поэтому спецификация V3 продолжит развиваться и преобразовываться. При этом команды разработчиков браузеров Brave, Opera и Vivaldi уже заявили, что попытаются сохранить поддержку «webRequest», от которого Google планирует отказаться.