Сверхтяжелый носитель потянул на 700 миллиардов
Опубликовал: FIELD LINE, 10-10-2017, 00:36, В России / Технологии, 5 909, 1
В ракетно-космической отрасли нашли способ создать сверхтяжелый носитель за меньшие деньги
Головная научная организация «Роскосмоса» — ЦНИИмаш — и главный экономический институт ракетно-космической отрасли — «Агат» — разработали новый проект носителя сверхтяжелого класса. Создание ракеты «Энергия-5.1» обойдется в два раза дешевле предыдущего варианта — 700 млрд рублей вместо 1,5 трлн.
Специалисты подведомственных «Роскосмосу» институтов ЦНИИмаш и «Агат» проанализировали варианты развития ракет-носителей сверхтяжелого класса, предназначенных для пилотируемых полетов в дальний космос и выведения на орбиту крупных конструкций. Специалисты представили в «Роскосмос» предложения об увеличении грузоподъемности сверхтяжелой ракеты на первом этапе ее создания. Информацию об отправке такого документа «Известиям» подтвердили в ЦНИИмаше и «Агате».
— Предложение о необходимости создания ракеты «Энергия-5.1» вместо «Энергии-3» в госкорпорацию «Роскосмос» направлено. Оно будет рассмотрено в установленном порядке, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦНИИмаша.
В 2015 году Научно-технический совет «Роскосмоса» одобрил проект ракеты «Энергия-3» — с доставкой 70 т груза на низкую околоземную орбиту высотой около 200 км. В в следующей модификации -—«Энергия-6» -— грузоподъемность носителя планировалось нарастить до 170 т.
Сейчас специалисты институтов предложили новый проект: «Энергия-5.1» с грузоподъемностью 100 т. В последующем на ее базе могут быть созданы 130–140-тонная «Энергия-5.2» и 170–180-тонная «Энергия-7». Руководителем рабочей группы, представившей проект, стал генконструктор систем выведения Александр Медведев.
Разработка «Энергии-3» оценивалась примерно в 1,4 трлн рублей — сумма, соизмеримая с объемом финансирования всей Федеральной космической программой на 2016–2025 годы. Новый проект предполагает существенно меньшую смету — 700 млрд рублей на разработку и создание летного образца.
Для строительства новой ракеты не планируется открывать новых производств, речь идет об использовании существующих мощностей предприятий ракетно-космической отрасли. Предлагается отказаться от строительства новых испытательных стендов и использовать существующую инфраструктуру Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности.
Первую и вторую ступени предложено создавать на базе ракеты «Союз-5», а в качестве третьей использовать ступень от будущей водородной ракеты «Ангара-А5В». Затраты по этим проектам не будут учитываться в общей смете создания сверхтяжелой ракеты. Таким способом возможно сокращение общих затрат на десятки миллиардов рублей.
Текущей Федеральной космической программой на 2016–2025 годы на работы по ОКР «Феникс» (ракета «Союз-5») предусмотрено выделение 29,296 млрд рублей, на создание комплекса кислородно-водородного разгонного блока — 12,354 млрд рублей, на разработку ключевых элементов и технологий ракетного комплекса сверхтяжелого класса — 24,319 млрд рублей.
Помимо этого, для экономии средств предлагается отказаться от создания на космодроме Восточный дорогого производства крупногабаритных конструкций. Минимизация использования жидкого водорода в сверхтяжелой ракете позволит уменьшить затраты на строительство дорогостоящей инфраструктуры.
Диаметр ракетных блоков предложено уменьшить до 4,1 м. Это позволит доставлять их на космодром железнодорожным транспортом или внутри грузовых самолетов, без разработки новых воздушных средств доставки.
В организации «Агат» «Известиям» сообщили, что окончательный облик ракеты-носителя сверхтяжелого класса будет выбран по результатам эскизного проектирования, которое должно завершиться в течение 2018–2019 годов.
— Создание российского космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса — это очень серьезная ответственность. Здесь потребуются большие затраты — финансовые, человеческие, технологические, научно-технические и др. При разработке эскизного проекта предполагается рассмотреть несколько альтернативных вариантов, максимально использующих имеющийся задел, — рассказали «Известиям» в пресс-службе организации.
По словам научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, до принятия решения о создании сверхтяжелой ракеты и определения ее облика, нет смысла говорить о цене проекта. Кроме того, эксперт считает создание такого носителя пустой тратой средств, которые могли бы пойти на более полезные проекты.
— Это железный закон: когда исполнитель предлагает новый проект, цена всегда занижена в несколько раз, сроки сокращены, а преимущества показаны в цветах и красках. Пока речь не идет даже об эскизном проекте, но уже началась игра с ценами. Специалисты ЦНИИмаша и «Агата» понимают, что эта ракета носит гипотетический характер и с ценами можно играть. В целом работы по сверхтяжелому носителю нужно начинать с вопроса: «А зачем она нужна?» Полезных нагрузок и задач для нее нет, но у нас есть огромный опыт создания ракет-носителей сверхтяжелого класса — Н1 и «Энергия». И весь этот опыт отрицательный. Ракету нужно проектировать под существующие задачи. Она — не самоцель, а средство вывода нагрузки в космос. В данном случае мы пошли по старой дороге, предполагая, что цели появятся потом. Но к тому моменту ракета съест все свободные финансовые ресурсы, а наши возможности в этой сфере ограничены. Бросая средства на один гигантский проект, мы автоматом обделяем многие другие, — рассказал Иван Моисеев.
Первый пуск новой российской сверхтяжелой ракеты с космодрома Восточный предварительно запланирован на 2028 год.
Разработка «Энергии-3» оценивалась примерно в 1,4 трлн рублей — сумма, соизмеримая с объемом финансирования всей Федеральной космической программой на 2016–2025 годы. Новый проект предполагает существенно меньшую смету — 700 млрд рублей на разработку и создание летного образца.
Головная научная организация «Роскосмоса» — ЦНИИмаш — и главный экономический институт ракетно-космической отрасли — «Агат» — разработали новый проект носителя сверхтяжелого класса. Создание ракеты «Энергия-5.1» обойдется в два раза дешевле предыдущего варианта — 700 млрд рублей вместо 1,5 трлн.
Специалисты подведомственных «Роскосмосу» институтов ЦНИИмаш и «Агат» проанализировали варианты развития ракет-носителей сверхтяжелого класса, предназначенных для пилотируемых полетов в дальний космос и выведения на орбиту крупных конструкций. Специалисты представили в «Роскосмос» предложения об увеличении грузоподъемности сверхтяжелой ракеты на первом этапе ее создания. Информацию об отправке такого документа «Известиям» подтвердили в ЦНИИмаше и «Агате».
— Предложение о необходимости создания ракеты «Энергия-5.1» вместо «Энергии-3» в госкорпорацию «Роскосмос» направлено. Оно будет рассмотрено в установленном порядке, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦНИИмаша.
В 2015 году Научно-технический совет «Роскосмоса» одобрил проект ракеты «Энергия-3» — с доставкой 70 т груза на низкую околоземную орбиту высотой около 200 км. В в следующей модификации -—«Энергия-6» -— грузоподъемность носителя планировалось нарастить до 170 т.
Сейчас специалисты институтов предложили новый проект: «Энергия-5.1» с грузоподъемностью 100 т. В последующем на ее базе могут быть созданы 130–140-тонная «Энергия-5.2» и 170–180-тонная «Энергия-7». Руководителем рабочей группы, представившей проект, стал генконструктор систем выведения Александр Медведев.
«Для создания рассматриваемого варианта ракеты-носителя — «Энергия-5.1» — потребуется примерно в два раза меньшее финансирование», — говорится в документе о новом предложении.
Разработка «Энергии-3» оценивалась примерно в 1,4 трлн рублей — сумма, соизмеримая с объемом финансирования всей Федеральной космической программой на 2016–2025 годы. Новый проект предполагает существенно меньшую смету — 700 млрд рублей на разработку и создание летного образца.
Для строительства новой ракеты не планируется открывать новых производств, речь идет об использовании существующих мощностей предприятий ракетно-космической отрасли. Предлагается отказаться от строительства новых испытательных стендов и использовать существующую инфраструктуру Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности.
Первую и вторую ступени предложено создавать на базе ракеты «Союз-5», а в качестве третьей использовать ступень от будущей водородной ракеты «Ангара-А5В». Затраты по этим проектам не будут учитываться в общей смете создания сверхтяжелой ракеты. Таким способом возможно сокращение общих затрат на десятки миллиардов рублей.
Текущей Федеральной космической программой на 2016–2025 годы на работы по ОКР «Феникс» (ракета «Союз-5») предусмотрено выделение 29,296 млрд рублей, на создание комплекса кислородно-водородного разгонного блока — 12,354 млрд рублей, на разработку ключевых элементов и технологий ракетного комплекса сверхтяжелого класса — 24,319 млрд рублей.
«При правильном определении уровней внутренней и внешней унификации, в частности, при разработке ракеты-носителя, можно достичь суммарного снижения удельной стоимости выведения полезного груза на 50%. Как следствие, значительно снижается и стоимость всей программы», — говорится в документе.
Помимо этого, для экономии средств предлагается отказаться от создания на космодроме Восточный дорогого производства крупногабаритных конструкций. Минимизация использования жидкого водорода в сверхтяжелой ракете позволит уменьшить затраты на строительство дорогостоящей инфраструктуры.
Диаметр ракетных блоков предложено уменьшить до 4,1 м. Это позволит доставлять их на космодром железнодорожным транспортом или внутри грузовых самолетов, без разработки новых воздушных средств доставки.
В организации «Агат» «Известиям» сообщили, что окончательный облик ракеты-носителя сверхтяжелого класса будет выбран по результатам эскизного проектирования, которое должно завершиться в течение 2018–2019 годов.
— Создание российского космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса — это очень серьезная ответственность. Здесь потребуются большие затраты — финансовые, человеческие, технологические, научно-технические и др. При разработке эскизного проекта предполагается рассмотреть несколько альтернативных вариантов, максимально использующих имеющийся задел, — рассказали «Известиям» в пресс-службе организации.
По словам научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, до принятия решения о создании сверхтяжелой ракеты и определения ее облика, нет смысла говорить о цене проекта. Кроме того, эксперт считает создание такого носителя пустой тратой средств, которые могли бы пойти на более полезные проекты.
— Это железный закон: когда исполнитель предлагает новый проект, цена всегда занижена в несколько раз, сроки сокращены, а преимущества показаны в цветах и красках. Пока речь не идет даже об эскизном проекте, но уже началась игра с ценами. Специалисты ЦНИИмаша и «Агата» понимают, что эта ракета носит гипотетический характер и с ценами можно играть. В целом работы по сверхтяжелому носителю нужно начинать с вопроса: «А зачем она нужна?» Полезных нагрузок и задач для нее нет, но у нас есть огромный опыт создания ракет-носителей сверхтяжелого класса — Н1 и «Энергия». И весь этот опыт отрицательный. Ракету нужно проектировать под существующие задачи. Она — не самоцель, а средство вывода нагрузки в космос. В данном случае мы пошли по старой дороге, предполагая, что цели появятся потом. Но к тому моменту ракета съест все свободные финансовые ресурсы, а наши возможности в этой сфере ограничены. Бросая средства на один гигантский проект, мы автоматом обделяем многие другие, — рассказал Иван Моисеев.
Первый пуск новой российской сверхтяжелой ракеты с космодрома Восточный предварительно запланирован на 2028 год.