Мистика сталинских жилых домов
Опубликовал: FIELD LINE, 20-09-2017, 17:09, Жизнь / В России, 6 283, 1
Уже больше четырех лет я собирался написать этот пост, но только сейчас собрался с силами.
Нет, в этом посте я не буду говорить о псевдомистике сталинских высоток, про которых написано много нереального, а расскажу об остальных сталинских жилых домах, которые полностью пропитаны мистикой.
Как я уже много раз писал, сталинская архитектура это эзотерика в архитектуре в чистом виде — все объекты сталинской архитектуры созданы таким образом чтобы воздействовать на подсознание людей определенным образом, включая в них определенные механизмы — это достигается путем символов. Именно поэтому для сталинской архитектуры характерна напыщенность и переизбыток символов. Это было во всех объектах сталинской архитектуры, но этот пост, конкретно, про жилые дома.
Перед тем как описать все особенности сталинских жилых домов, нужно понять для чего они строились. Тут нужно напомнить, что через некоторое время после прихода Иосифа Сталина к власти в СССР, он начал восстанавливать в нем дореволюционную монархию, восстановив почти все реалии дореволюционной России, только назывались они уже по другому. В СССР вновь появилась полиция, подобие рыночной экономики, а, главное, социальная иерархия с новой элитой общества. Естественно, новая элита, как и любая другая, всегда захочет максимально изолировать себя от всего остального общества, и именно для нее и строились сталинские дома. Они выполняли две функции: создавали для живущих в них чувство элитности и избранности, и подавляли тех, кто снаружи, указывая им, пусть и не напрямую, их ничтожность. Сталинские дома представляли собой, по сути, стеллажи с банковскими ячейками, в которых живущие в них чувствовали себя в полной изоляции от советской действительности.
Все это достигалось использованием совокупности символов — о них по пунктам:
1. Высокие потолки. Высокие потолки символизировали для жильцов наличие высоко над ними мощной власти в виде партии и правительства с огромной силой — не случайно именно поэтому в храмах всегда делают высокие потолки. Также высокие потолки увеличивали объем помещении, создавая жильцам ощущение владения большим объемом пространства.
2. Толстые наружные стены. Их толщина доходила до метра. Но они были нужны не для хорошей звуко и теплоизоляции (такая толщина для этого слишком большая), а для создания чувства большей защищенности — наружные стены дома это аналог крепостных стен и подсознательно их большая толщина ассоциируется с большей безопасностью.
3. Высокий уровень оконных проемов (очень важный момент). В сталинских домах уровень подоконника находится на уровне пояса взрослого человека — это позволяет комфортно подходить к окну и смотреть из него, при этом прохожие на улице не видят что у человека ниже пояса. А когда никто не видит что у человека ниже пояса, он чувствует себя комфортнее. Также высокие подоконники не позволяют прохожим на улице видеть что у жильцов находится на столах — это создает большее ощущение приватности.
4. Двухстворчатые входные двери и двери в самую большую комнату квартиры. Поскольку двухстворчатые двери похожи на ворота, то они создают ощущение парадного входа в квартиру подчеркивая важность жильца и его величие — в свою квартиру он входил как праведник в рай. Это было еще одним элементом элитаризма.
5. Скатная кровля. Тут все просто — она символизировала надежную защиту, как бы, "крышуя" жильцов дома.
Но этого мало для создания элитности — очень важно так–же расположение дома и его окружения, поэтому следующие пункты именно об этом:
6. Практически полное отсутствие отдельно стоящих сталинских жилых домов. Эти дома строили вдалеке от рабочих районов, застраивая ими целые кварталы, улицы, районы, изолируя их жильцов от "низших" слоев общества.
7. Формирование кварталов с образованием внутренних дворов. Это делало кварталы похожими на крепости, а во дворах формировался собственный микроклимат. Не случайно жильцы таких домов часто подозрительно и даже презрительно относились к чужакам — тем кто въехал совсем недавно.
8. Входы в подъезды и окна подъездов располагались только со стороны двора. Это создавало еще одно ощущение безопасности — жилец сначала входил во двор со своим микроклиматом, а потом уже из него попадал в подъезд и свою квартиру. Так создавалась еще одна стена от "низших" слоев общества.
Все это дополнялось фасадным декором, который должен был прикрыть массивность дома, создавая для жильцов ощущение сказочности их жилища, а для прохожих ощущение того, что не им жить в этой сказке.
Но главное в этих домах это их массивность, созданная для того чтобы подавлять всех — и жильцов, и прохожих. Даже жильцы этих домов не чувствовали себя в полной безопасности, поскольку за каждым из них могли в любой момент приехать и отправить их в места не столь отдаленные.
Именно поэтому сталинская архитектура это архитектура тоталитарного государства, архитектура страха и всевластия, архитектура возвеличивания и подавления. Именно в этом и заключается вся ее мистика, а сталинские дома идеально подходят для съемок фильмов–ужасов.
P.S. Нужно добавить, что в истории многое повторяется, в том числе, и в архитектуре, и в 2000–х годах в России стали популярны сталинские жилые дома. Настолько что даже стали строится т.н. "новые сталинки" — дома с закосом под сталинские. Из этого можно сделать вывод что в 2000–х годах тоталитаризма в России прибавилось.