Главная > В России > Истина на дне: Минздрав выступил за продажу алкоголя с 21 года

Истина на дне: Минздрав выступил за продажу алкоголя с 21 года


4-10-2018, 04:08. Разместил: FIELD LINE


Почему запреты и пропаганда ЗОЖа не спасут Россию от подросткового пьянства

Минздрав в очередной раз предложил увеличить возраст продажи алкоголя до 21 года. Глава ведомства Вероника Скворцова настаивает, что в молодом возрасте спиртное наиболее губительно воздействует на организм человека. В качестве дополнительной меры снижения уровня алкоголизации населения в Минздраве предлагают наделить продавцов правом отказывать пьяным клиентам в покупке очередной бутылки. Может ли повышение возраста снизить уровень потребления алкоголя среди молодежи и как эту проблему решают в других странах — в материале «Известий».

Готовые решения

Минздрав предлагает не только увеличить возраст продажи алкоголя, но и наделить регионы особыми полномочиями в сфере регулирования продажи спиртного. В качестве примера министр привела так называемые трезвые деревни, которые появились в ряде российских регионов.

«Образцы таких проектов в стране уже есть: например, трезвые деревни в Республике Саха. В таком случае на муниципальном уровне могут вводиться различные дополнительные меры, юридически закрепляемые решениями на местном уровне»,


— рассказала Вероника Скворцова.
В июле законопроект о повышении возраста продажи алкоголя, внесенный в Госдуму сенатором Антоном Беляковым, был отклонен. По мнению российских парламентариев, он противоречит конституционным правам граждан. А кроме того, его принятие может спровоцировать рост производства нелегального алкоголя.



Повышение возраста продажи алкоголя трудно назвать непопулярной мерой. Почти 60% россиян, опрошенных ВЦИОМом, выступают за ужесточение правил продажи спиртного молодым людям.

«Среди мер по борьбе с алкоголизмом наибольшей поддержкой россиян пользуется запрет на продажу спиртного гражданам, не достигшим 21 года (58%)»,

— отмечают исследователи ВЦИОМа. Еще 12% респондентов выступают за более суровые меры — введение сухого закона на территории страны.

Традиционно самыми трезвыми оказываются регионы Северного Кавказа, где продажа спиртного ограничена не только светскими законами, но и религиозными нормами. Среди сторонников ЗОЖа лидируют Дагестан, Чеченская Республика и Кабардино-Балкария. Среди самых пьющих регионов из года в год остаются субъекты, расположенные на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.

Трезвые на бумаге

Согласно данным исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), употребление алкоголя в России постепенно идет на спад. Однако, несмотря на существующие законодательные препоны, российские подростки продолжают потреблять спиртное задолго до наступления совершеннолетия. Еженедельно выпивают около 9% девушек и 16% юношей. Это — среднеевропейский показатель. Меньше всего пьют в странах Северной Европы, некогда входивших в число лидеров по употреблению спиртного. В Исландии этот показатель составляет около 3%, в Норвегии процент пьющих подростков чуть выше — примерно 4% молодых людей и около 2% девушек. В Финляндии и Швеции балуются спиртным порядка 3% несовершеннолетних. В то время как в странах южной Европы — Италии, Хорватии и Мальте — около 30% подростков пьют алкоголь каждую неделю.

«Недавние исследования, проведенные в Финляндии, свидетельствуют о том, что стремление к достижениям в области образования является защитой от регулярного употребления алкоголя и пьянства. В исследовании, проведенном в Норвегии, также был отмечен факт роста распространенности насилия среди учащихся с низким социально-экономическим статусом вследствие более высоких показателей чрезмерного эпизодического употребления алкоголя и повышенной импульсивности по сравнению с учащимися с более высоким социально-экономическим статусом»,


— отмечается в докладе ВОЗ.



Предлагаемые меры по борьбе с уровнем потребления спиртного в России так или иначе базируются на двух составляющих: ограничениях продажи, как возрастных, так и временных, и пропаганде здорового образа жизни. Лидеры всевозможных рейтингов трезвости — скандинавы — пошли по пути строгих ограничений как возраста, так и времени продажи спиртного. В скандинавских странах действует государственная монополия на алкоголь, и купить выпивку можно только в определенные часы в государственных магазинах.

Впрочем, по мнению экспертов алкогольного рынка, статистика не отражает реальные цифры, а многие жители стран Северной Европы занимаются кустарным производством алкоголя для собственных нужд.

«В Финляндии закручены гайки, но на самом деле страна самогонная. К кому в гости ни придешь — угощают. Это скандинавский метод: гонят из всего, что растет, квасят как слоны, а по рейтингам — сплошные трезвенники. В Норвегии делают картофельный самогон — аквавит. Но скандинавский опыт не работает, потому что вместо вина люди пристрастились к крепким напиткам»,


— считает главный редактор портала «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов.



По его словам, повышение возраста продажи алкоголя не имеет под собой никаких медицинских обоснований. Кроме того, эта мера создает почву для коррупционной составляющей: всё больше молодых людей, выглядящих значительно старше своего возраста, смогут вымогать деньги с заведений, где им по неосторожности продали алкоголь.



«У нас в стране с 18 лет люди становятся взрослыми: можно в армии служить, жениться, голосовать, а пива купить — не дорос. Уже сейчас некоторые трезвеннические организации занимаются провокациями. Простой пример: приходит в бар 17-летний парень с бородой до пупа и с животом как у 40-летнего мужика, ему продают алкоголь, а потом приходят его товарищи «трезвенники» и требуют 50 тыс. рублей в качестве взятки»,


— добавил Смирнов.

На радость нелегалам

Специалисты уверены, что закручивание гаек выгодно производителям нелегального алкоголя, на долю которых уже сейчас приходится до 40% рынка.

«Главными инициаторами запретов в сфере алкоголя стали представители трезвеннических организаций. Это такие специалисты, которые не понимают ни в технологии, ни в экономике. Их знаний хватает ровно на то, чтобы рассказывать небылицы про порошковое вино, которого на самом деле не существует. Это, во-первых, слишком дорого, а во-вторых, очень сложно. На деле ограничительные меры играют на руку нелегальному бизнесу. Потому что чем больше запретов, тем у них больше клиентов»,


— уточняет Смирнов.



Рейд сотрудников полиции по выявлению точек продажи контрафактного алкоголя Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Одновременно с повышением возраста продажи появилось и другое предложение, которое, наоборот, призвано внести некоторые послабления в правила покупки алкоголя. В Минпромторге задумались о том, чтобы разрешить продавать в ночные часы слабоалкогольные напитки: пиво, сидр, медовуху и другие. В ведомстве заявили, что законопроект пока не разработан, но и не отрицают планы по его созданию.

«Такое предложение действительно поступало от экспертов торговой отрасли, но законопроект, предполагающий внесение поправок в ФЗ «О госрегулировании производства и оборота торговой продукции», до настоящего времени не разработан и не направлялся ни на общественное обсуждение, ни на согласование в другие ведомства»,


— приводит ТАСС комментарий замглавы ведомства Виктора Евтухова.

Зашить за воротник

По мнению экспертов, российские законотворцы постоянно предлагают всё новые законы в сфере алкогольного регулирования, хотя большинство этих инициатив отметают еще на этапе внесения в Госдуму. Несмотря на то что эти законопроекты преследуют благие цели, механизмов, которые могли бы обеспечить их исполнение, не существует.

«В законотворчество в сфере алкоголя лезут все кому не лень, особенно те, кто совершенно не разбирается в теме. Хотят принять закон, который сделает всех счастливыми. Никто ведь не выступает регулярно с инициативами в сфере атомной промышленности. Управление алкогольной политикой нисколько не проще, потому что здесь задействована экономика, психология, социология. Законы должны быть взвешенными. Введение сухого закона в нашей стране оба раза не оканчивалось ничем хорошим. Народ обижается, когда его считают быдлом, которое не может принимать самостоятельные решения»,


— считает Михаил Смирнов.

Аналогичной точки зрения придерживается и директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Депутаты и общественные организации обращаются к теме алкогольного урегулирования, когда нуждаются в сиюминутном пиаре.

«В Госдуме и правительстве даже рассматривать это решение не будут. Идею обсуждали уже раз 50, было не менее 20 законопроектов на эту тему. Их отклоняли каждый раз по одной простой причине: если дети начинают пить с 12–13 лет при наличии закона, запрещающего это делать до 18, то никакого влияния повышение возраста не окажет. Этот аргумент перебарывает все остальные»,


— отмечает Дробиз.



В сложившейся тенденции, по его мнению, есть и другая причинно-следственная связь. Подросткам законодательно не запрещено пить и курить, а крайним всегда оказывается продавец, отпустивший им бутылку спиртного. Худшее, что может грозить подростку за распитие, — визит в инспекцию по делам несовершеннолетних и неприятный разговор с родителями.



«Сейчас у нас нет закона, запрещающего употребление табака, алкоголя и наркотиков до 18 лет. В текущих условиях можно хоть с года употреблять. Ситуация может измениться, если ввести прямой запрет, по которому уже с 12 лет наступает административная ответственность в виде обязательных работ. В нескольких странах мира есть подобные вещи, но и там понимают, что эта мера не может полностью искоренить употребление алкоголя среди молодежи. Подростки пробуют алкоголь до совершеннолетия — это неизбежно, и ничего не нормального в этом нет. Причем делают это и те, кто активно занимается спортом. Это не значит, что выпивка должна быть разрешена свободно и доступна повсеместно. Тут вопрос в культуре потребления»,


— поясняет алкоэксперт.

Крупные организации, такие как ВОЗ, работают с данными, которые им предоставляют статистические ведомства в различных странах. И эти цифры далеко не всегда отражают реальную картину, добавляет эксперт. Например, в США алкоголь продают с 21 года, но подростковые вечеринки редко обходятся без спиртного.

«В Америке я месяц сам смотрел, как у них «работают» эти ограничения. Все вечеринки в колледжах проходят в пьяном угаре. По официальной статистике, пик потребления алкоголя в США с 17 до 21 года. После того как разрешено — резкий спад. Это уже не запретный плод. Конгрессмены, с которыми я общался, подтверждали, что сами уезжали в юности в другие города, чтобы оторваться от семьи и развлекаться на вечеринках с алкоголем»,


— рассказал Дробиз.

По его словам, позитивные изменения в плане снижения потребления алкоголя в Западной Европе связаны не с влиянием запретов, а с улучшением качества жизни. У людей сменились ценности и приоритеты: они стали тратить больше денег на путешествия, образование, автомобили. А к выбору алкоголя стали подходить более тщательно, обращая внимание не на количество выпитого, а на качество напитка.

Анастасия Чеповская
Вернуться назад