Астрономы нашли суперземлю у самой близкой к Солнцу одиночной звезды

Опубликовал: FIELD LINE, 16-11-2018, 11:07, Наука, 2 154, 0

Международная группа астрономов детально проанализировала данные о колебаниях звезды Барнарда, лежащей недалеко от Солнечной системы, и обнаружила возле нее следы как минимум одной планеты. Таким образом, не только альфа и проксима Центавра, но и эта близкая к нам звезда имеет свою планетную систему. Соответствующая статья опубликована в Nature.

Звезда Барнарда в 5,96 световых года от Солнца — ближайшее к нему одиночное светило, ближе нее только тройная система Центавра. Звезда Барнарда — типичный красный карлик массой в шесть раз меньше Солнца и при этом намного более древний и тусклый. Попытки найти вокруг нее планеты ведутся с 1960-х годов, но на практике обнаружить их долго не удавалось ни транзитным методом (по уменьшению светимости звезды в момент прохода ее планет между светилом и Землей), ни методом лучевых скоростей (по колебаниям оси, вокруг которой вращается звезда, под действием гравитации планеты).

Авторы новой работы использовали метод лучевых скоростей в сочетании с большой статистикой длительных наблюдений за звездой Барнарда разных телескопов. В итоге они обнаружили слабый сигнал — небольшие колебания оси, вокруг которой вращается звезда, с периодом в 233 дня. Этот сигнал, согласно расчетам, практически наверняка обусловлен наличием у звезды Барнарда планеты, чей год (оборот вокруг светила) равен 233 земным суткам.

Поскольку красный карлик довольно слабо излучает свет, такая орбита означает, что планета-кандидат должна быть холодной — примерно на уровне карликовой планеты Церера в Солнечной системе (лежит в главном поясе астероидов). Масса новой открытой экзопланеты не меньше 3,2 массы Земли. Таким образом, это либо суперземля или мини-нептун. Скорее всего, речь идет о планете с довольно большим содержанием воды и легких газов.

Необычной деталью наблюдений оказалось наличие какого-то дополнительного, еще более слабого сигнала — возможно, следов наличия второй планеты, чья орбита лежит еще дальше от звезды Барнарда. В принципе там может находиться и не одна планета, но засечь ее методом лучевых скоростей будет очень сложно: чем дальше планета от своего светила, тем слабее ее гравитация отражается на звезде. Поскольку гравитационное влияние убывает пропорционально квадрату расстояния, обнаружить действительно далекие планеты чрезвычайно непросто. По приблизительным оценкам, период вращения второй планеты системы может быть равен 6600 земным суткам. Это значит, что она лежит от звезды Барнарда дальше, чем Юпитер от Солнца.

Важно отметить, что результаты новой работы накладывают серьезные ограничения на наличие у звезды Барнарда планет в зоне обитаемости (то есть расположенных ближе к светилу, чем найденная суперземля). Если они там и есть, то должны быть весьма маломассивны, вряд ли больше Марса, иначе их гравитация была бы заметна в анализе лучевых скоростей. Это снижает шансы подобных гипотетических планет на долгосрочную обитаемость. Следует отметить, что вообще у красных карликов планеты обычно расположены куда ближе к светилу, чем у звезд типа Солнца. То, что самая близкая из крупных планет звезды Барнарда лежит так далеко от нее, указывает на вторичность орбиты местных планет. Возможно, раньше они были куда ближе к своему светилу и лишь затем, под действием каких-то событий, мигрировали много дальше от него.