Младшеклассники разучились писать, завязывать шнурки и не владеют ножницами

Опубликовал: FIELD LINE, 6-09-2018, 03:58, Жизнь / В России, 2 972, 0

Советские школьники занимались в кружках и на уроке труда не отлынивали, поэтому и соображали намного лучше современных детей

Школьники всё меньше работают руками. Из-за этого страдает умственное развитие, речь и умение системно мыслить

Позвонила знакомой учительнице поздравить с началом учебного года — она вздыхает. И в числе прочих забот делится вот чем: программа с первого класса построена так, что привить ребятам элементарные навыки, например научить красиво писать, стало очень трудно. Школьники все меньше работают руками. Из-за этого страдает умственное развитие, речь и умение системно мыслить.

С Полиной Белугиной — преподавателем младших классов — мы знакомы 10 лет. Наши мальчишки, которые в следующем году станут выпускниками, учатся в одном классе. Началку Полина Сергеевна у нас не вела, но по школьным делам мы пересекаемся постоянно. Шесть лет назад, когда вводились новые образовательные стандарты и наша гимназия попала в число экспериментальных, учительница, чуть не плача, рассказывала, как это все внедряется:

- Нам сразу объяснили: берем курс на компьютеризацию. В школу завезли первую партию макбуков, и педагогов срывали с уроков и отправляли на обучение. Помню, приехала дама-инструктор и с каким-то нездоровым задором стала рассказывать, как это круто научить первоклашек рисовать на компьютере. Я задаю вопрос: для чего, если они вживую еще ничего не умеют? Дама обиделась…


Советские школьники занимались в кружках и на уроке труда не отлынивали, поэтому и соображали намного лучше современных детей

Сейчас проблемы только обострились.

Предмета чистописания в начальной школе нет — он входит в курс обучения грамоте, но часов на него мало. Работа с прописью заканчивается к марту, когда мы проходим «Букварь». Предполагается, что к этому времени дети полностью овладели навыком письма. Начинается курс русского языка с бесконечными «проектами» — в нашей среде это слово стало уже ругательным.

Ученик, едва придя в школу, должен разработать тему — как, например, получить мыло. В ФГОС это представлено так: поставить перед собой задачу, выдвинуть гипотезу, совершить аналитические действия, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, изучить разные источники и подготовить доклад.

Понятно, что в большинстве случаев эту работу за ребенка делает мама или папа. Получается сплошная профанация. И, разумеется, никто ничего не пишет — все печатают. То есть уже с первого класса, так и не научившись пользоваться ручкой, дети переходят на компьютер.

Число «безруких» детей колоссально. Младшеклассники не умеют завязать шнурки, не владеют ножницами, не способны пользоваться раскраской. Занятия аппликацией — то, что раньше ловко делали в детском саду, — у многих вызывают трудности. Как-то на уроке технологии мы работали с витражной краской — почти никто не смог одновременно надавливать на тюбик и вести линию. Все это отражается на успеваемости.


Металлические конструкторы отлично развивают мелкую моторику

Казалось бы, сейчас полно развивающих игрушек, но полезных мало, большинство из них — пустая трата денег. Помните, у нас в детстве были металлические конструкторы с шурупчиками и гаечками — вот это называлось развивать моторику. Сейчас их нет или стоят немерено — проще «Лего» купить.

В соседней школе, я слышала, учительница по своей инициативе предложила обучать письму, используя перьевые ручки, — это по-прежнему лучший способ поставить руку. Но возмутились родители — дескать, химические чернила для детей небезопасны. И учитель не смог им возразить. Наше мнение теперь не имеет значения — мы всего лишь оказываем «образовательные услуги», поэтому должны реагировать на любые безумные претензии.

И все-таки на родительских собраниях я не устаю повторять: каллиграфию никто еще не отменял. Но я гоняю ребят, гоняю — они пыхтят, бедные, но ничего у них не получается. Хочется, чтобы родители поняли: с детьми надо заниматься еще до школы и не поощрять бесконечное сидение в гаджетах.

Красивый почерк продлевает жизнь

Школы каллиграфии пользуются популярностью во всем мире. Есть они и в нашей стране. Те, кто решил поставить себе красивый почерк, порой даже не представляют, каким потенциалом овладевают.

Искусство красиво писать положительно влияет на психологическое состояние и даже помогает в реабилитации после нейрофизиологических травм, отмечает специалист по морфологии и эволюции мозга, завлабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека Федерального агентства научных организаций Сергей Савельев.



• Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно. Для комплексного развития мозга важны не просто движения рук, которые есть и в других интеллектуальных занятиях, например шахматах. Нужны тонкие и точно координированные движения.

• В Японии сотрудники некоторых компаний занимаются в обед каллиграфией – для этого приглашается учитель — сенсей. За счет таких тренировок и увеличения нейронных связей клерки чаще принимают более эффективные решения.

• В Университете Вандербильта (США) сравнивали результаты по разным дисциплинам у двух групп студентов — одних учили красивому письму, других — нет. В первой группе успеваемость повысилась от 50 до 80 процентов.


Лучший способ поставить руку — писать пером

• Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером — все эти упражнения напоминают гимнастику цигун.

• Процесс письма восстанавливает дыхание и даже продлевает жизнь. Китайский каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет. Другой мастер, Дон Шупин, — 94 года.

• У пациентов клиник, практикующих чистописание, замедляется пульс, снижается кровяное давление, уменьшается напряжение мышц. Страдающие болезнью Альцгеймера отмечают улучшение координации движений. Занятия каллиграфией помогают при аутизме, синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

Творческая рутина

• Писатель Валентин Катаев не признавал печатную машинку и все произведения писал от руки. Ему было важно видеть «живую» линию на белом листе.

• Борис Пастернак выплескивал стихи на бумагу почти без правок — вся работа над словом велась у него в голове.

• Владимир Набоков хранил под подушкой разлинованные листки, чтобы записывать внезапно пришедшие в голову мысли.

Без единой помарки

• В Москве занятия чистописанием проводятся в Современном музее каллиграфии и Школе исторической каллиграфии. Курс — 20 академических часов, рассчитан на полтора месяца, стоимость — до 18 тыс. руб. Можно посетить бесплатные мастер-классы.

• Приложения для смартфонов тоже помогут приобщиться к чистописанию. Но работать придется пальцем или стилосом.

ТОЛЬКО ФАКТ

• В современной российской школе на правописание выделяется час в неделю. Для сравнения: Александр Пушкин в Царскосельском лицее занимался каллиграфией 18 часов в неделю.

АВТОР: НАДЕЖДА ПАНТЕЛЕЕВА
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Российская вакцина от COVID-19 вам кажется безопасной?
Игровые сервера
c400's CS:Source Servers (CSS):
Развлекательный портал, since 2006
c400.ru - развлекательно юмористический портал
Год основания 2006, а может и раньше...